Новости
У школьников региона измерили уровень функциональной грамотности
В последнее время при обучении школьников важная роль отводится формированию функциональной грамотности.
Она включает в себя шесть направлений: математическую, читательскую, естественнонаучную и финансовую грамотности, развитие глобальных компетенций и креативного мышления.
Инструментарий оценки функциональной грамотности человека разрабатывается с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте и связанные с «навыками XXI века», – развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка образовательных организаций региона. В основе проведения исследований лежат идеи формирующего оценивания.
Оценка навыков функциональной грамотности часто оказывается за рамками традиционного учебного процесса. Это приводит к тому, что предметные знания у обучающихся накапливаются отдельно, без формирования единой картины мира и системного взгляда, что препятствует успешному выполнению практикоориентированных задач или задач, требующих элементарного системного подхода: определения проблемы, постановки задачи, создания модели.
Исследование может проводиться как на компьютерах, при этом ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой, так и в бумажном виде с проверкой экспертами.
В Ивановской области на протяжении двух последних лет региональный Центр оценки качества образования проводит мониторинговые исследования в части формирования функциональной грамотности у обучающихся 8-х и 9-х классов.
В 2020-2021 учебном году в диагностической работе по естественнонаучной грамотности приняли участие более 1500 восьмиклассников.
При выполнении заданий учащимся требовалось применить умение разбивать задачу на подзадачи, использовать естественнонаучные знания в незнакомом контексте, то есть применять широкий спектр предметных и метапредметных навыков.
Работа проводилась в компьютерной форме с использованием государственной образовательной платформы «Российская электронная школа».
В текущем учебном году для обучающихся 8-х и 9-х классов были проведены диагностические работы, направленные на изучение уровня сформированности 4 составляющих функциональной грамотности: естественнонаучной, математической, читательской и финансовой грамотностей.
В данных исследованиях приняли участие более 7,5 тысяч восьмиклассников и 7 тысяч девятиклассников.
По результатам исследований у обучающихся были выявлены уровни сформированности как функциональной грамотности в целом, так и отдельных ее направлений. Более 77% восьмиклассников и 80% девятиклассников успешно справились с заданиями диагностических работ, то есть продемонстрировали средний, повышенный или высокий уровни сформированности функциональной грамотности.
В Центре оценки качества образования организационно-технологическим и методическим сопровождением региональных мониторинговых исследований в части формирования функциональной грамотности занимаются заведующие отделами Центра Вилесова Мария Михайловна и Стрелкова Дарья Сергеевна. Обе сотрудницы с отличием закончили математический факультет Ивановского государственного университета и являются дипломированными специалистами в области педагогики, поэтому хорошо ориентируются в нюансах формирования как математической, так и функциональной грамотности в целом.
Подготовка к проведению региональных исследований начинается задолго до даты проведения самой работы и представляет собой целый организационно-технологический цикл: изучение опыта российских исследований, формирование банка заданий, взаимодействие с экспертами по разработке спецификаций и оценочных материалов, экспертиза разработанных заданий и передача диагностических работ в школы. Благодаря опыту и глубокому знанию технологии проведения оценочных процедур Марии Михайловны и Дарьи Сергеевны все исследования функциональной грамотности проходят в штатном режиме. После написания работы школьниками проведение мониторинга не заканчивается, далее следует проверка работ в образовательных организациях, консолидация и анализ результатов. Сотрудники Центра успешно справляются со всеми этапами исследований, разрабатывают аналитические материалы и методические рекомендации по повышению уровня сформированности функциональной грамотности в регионе на основе результатов проведенных работ.