Новости
Опубликованы проекты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2025 года
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2025 году.
Как и в предыдущие годы, все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.
В 2025 году изменения не затронут КИМ ОГЭ по географии, истории, математике и обществознанию. По биологии и иностранным языкам структура и содержание КИМ также не изменились, изменения коснутся только оценивания отдельных заданий.
Внесены корректировки в формулировки и систему оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. Приведён к единообразному представлению примерный круг вопросов, на которые должны дать ответы участники итогового собеседования в рамках монологического высказывания. Максимальный балл за оценивание диалога увеличен до 3 баллов. По аналогии с ЕГЭ по русском языку исключён критерий оценивания «Богатство речи», при этом обозначенные ранее подходы к оцениванию речевых повторов сохраняются при оценивании соблюдения речевых норм. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования сохранено и составляет 20 баллов.
Изменения структуры КИМ ОГЭ по русскому языку отсутствуют. В формулировку и систему оценивания заданий 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) внесены корректировки. Понятие «пример» использовано без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку. Снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа. Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом. В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра. Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм». Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.
В ОГЭ по информатике количество заданий в работе увеличилось с 15 до 16, а задание 15 перестало быть альтернативным.
В ОГЭ по литературе изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания выполнения заданий. При оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» теперь будет учитываться сумма ошибок вне зависимости от их вида. Критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ по русскому языку.
В ОГЭ по физике общее число заданий сокращено с 25 до 22. Одна из качественных задач переведена в форму задания с кратким ответом. Удалены задания на распознавание формул и одна из линий заданий на работу со схемами и таблицами. Эти способы представления информации интегрированы в различные линии заданий КИМ. Уменьшен объём текста физического содержания, к которому предлагается только одно задание на применение информации из текста в новой ситуации. В качестве расчётных задач предлагается только одна комбинированная задача (№ 22). Задачи 20 и 21 различаются уровнем сложности и могут базироваться на материале любого из разделов (механические, тепловые или электромагнитные явления). Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшился с 45 до 39 баллов.
В ОГЭ по химии общее число заданий уменьшено с 24 до 23: из экзаменационного варианта 2025 года исключено задание 24. Изменена модель задания 23, предусматривающего выполнение химического эксперимента. Экзаменуемым предстоит провести четыре опыта, позволяющих распознать вещества в двух пробирках под номерами. Результаты выполнения задания оформляются в табличной форме. Выполнение задания оценивается 5 баллами. Оценивание экспертами в аудитории техники выполнения опытов в 2025 году не предусмотрено. В задании 21 исключён компонент условия, предусматривающий составление сокращённого ионного уравнения реакции. Данное умение будет проверяться в новом задании 23. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен с 40 до 38.
ФИПИ приглашает к общественно-профессиональному обсуждению опубликованных материалов. Вопросы и предложения можно направлять на адрес fipi@fipi.ru до 30 сентября 2024 года.